1 МАРТА Мариамна, Маремьяна праведная, Меремьяна-кикимора
Каким образом праведница Маремьяна (Мариамна) церковного календаря превратилась в народном месяцеслове в Меремьяну-кикимору, сказать трудно.
Уже прошлом веке кикимора представлялась в народе по-разному: как хозяйка избы, как жена домового или лешего, в виде уродливой старухи маленького роста или девки с длинными черными волосами, белым лицом и черными глазами; в одной из вологодских деревень рассказывали, что она «так мала и суха, что не выходит на улицу, боясь быть унесенной ветром».
«Кикиморой одноглазым» в той же Вологодчине называли камень с отверстием («куриный бог»), который здесь подвешивали в курятнике для охраны птиц от кикиморы.
Кикимора может жить не только в доме, но также в бане, в хлеву, на гумнах, в курятнике, в пустых строениях и даже в кабаке.
Чаще всего кикимора по мелочам вредит обитателям дома, иногда помогает хозяевам, предупреждает о надвигающейся беде – выходит из подполья или плачет.
«На святках рождает детей. Новорожденные вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, – это шулыканы» (Вологодская губ.).
В средневековой Руси с 1 марта начинался Новый год, и еще в XIX веке сохранялся обычай не работать в этот день.
О погоде 1 марта говорили:
Вздел Ярило зиму на вилы.
«После Крещения цыган шубу продает, а морозов жди на Афанасия-пучеглаза, на Федора-тирана и Меремьяну-Кикимору».