Строительство церкви Саграда Фамилия, (Sagrada-Familia - церковь Святого Семейства) началось в 1884 году и продолжается по сей день. Она была задумана как символ незыблемости католической христианской веры и должна была стать средоточием целого комплекса зданий, главным образом школ и других воспитательных учреждений. Незавершенная церковь известна во всем мире как главное творение знаменитого архитектора Антонио Гауди.
читать дальшеСвоим неповторимым обликом это сооружение способно поразить кого угодно. Его грандиозный, с вулканической щедростью оформленный фасад 'Рождество Христово' воссоздает традиционные мотивы христианского искусства, перевоплощая их в манере крайне оригинальной, почти сюрреалистической, но ничуть не поступаясь религиозностью и благоговением. В работах Гауди дает о себе знать влияние мавританской архитектуры. Известно также, что он был близок художественным воззрениям прерафаэлитов, изучал сочинения Джона Рескина и Уильяма Морриса. Однако его собственный творческий почерк отмечен неповторимой самобытностью и столь же буйной фантазией.
Гауди подходил к строительству как к органическому созидательному процессу: камень превращался под его руками в живую форму, орнамент и резьба вырастали из него, как листья и ветви. Точным чертежам архитектурных проектов он предпочитал расплывчатые эскизы и стремился сам постоянно присутствовать на стройплощадке, наблюдая, как здание обретает форму, дабы при необходимости тут же, на месте, внести коррективы. Он никогда не доверял осуществление своих проектов кому-то другому.
Подобный метод работы отчасти объясняет, почему церковь Саграда фамилия осталась незавершенной. Гауди возглавил проект не с самого начала, но принял его на очень ранней стадии, в 1891 году, и отдавал этой работе очень много сил. С 1914 года он вообще отклонял все другие заказы. Когда в 1926 году он внезапно погиб под колесами трамвая, продолжить творение гениального мастера казалось делом немыслимым.
Известно, что Гауди хотел создать церковь с тремя фасадами, в которых воплощались бы три темы: 'Рождество', 'Страсти Христовы' и 'Воскресение'. Каждый из фасадов должен был увенчиваться четырьмя башнями наподобие тех, что украшают фасад 'Рождество', достроенный в 50-е годы. Гауди во всем был максималистом. Рассказывают, например, что для скульптурной группы 'Бегство в Египет' он сделал гипсовый слепок с понравившегося ему ослика, с трудом уговорив на это владельца животного. Именно этот и никакой другой ослик в точности соответствовал внутреннему зрению художника. Безусловно, если бы Гауди сам завершал строительство церкви, он не довольствовался бы нынешним ее цветовым решением, сохраняющим окраску строительного камня. Его увлекали цвета и формы живой природы, и многие из завершенных его работ отличаются неуемным буйством цветовых оттенков, разнообразием отделочных материалов и способов облицовки.
Гауди был не только архитектором, но и художником, и мастеровым в высшем смысле этого слова. Он проектировал не только здания, но и удивительную мебель, решетки отрад, ворот и перил, причудливые узоры которых радуют и изумляют глаз. Из других его работ в Барселоне особого внимания заслуживают две частные виллы - Каза Батло (Casa Batllo) и Каза Мила (Casa Mila).
Было много дискуссий о том, надо ли завершать церковь после смерти Гауди. Однако несколько неубедительных попыток продолжить творение гениального мастера только подчеркивают необычайную пластическую выразительность и силу его искусства.
