Роняя слова, как роняют молчание в небо…
Пришествие витражей в Россию, как и все нововведения, позаимствованные из Европы, приходится на правление Петра 1. Надо заметить, что собствееное стекло в России стали производить только в 1639 году, когда Антон Койет, швед по происхождению основал в селе Духанино Дмитровского района стекляничный завод. Хотя заводом данное предприятие можно назвать с большой натяжкой, ведь работало там лишь 6 мастеров. Еще долгие годы оконное стекло в Россию возили из-за границы. Что же говорить о цветном стекле?
Стекла из цветного стекла и витражи встречались в домах только очень богатых аристократов. Так, например, в своё время Пётр I привёз из Нарвы витражи в подарок Кириллу Нарышкину. Позднее эти витражи оказались в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
В храмах витражи встречались еще реже чем в светском мире. Иконы в православии не писались на стекле ввиду его хрупкости. Святые должны были быть «увековечены» в прямом и переносном смысле. Архитектура православного храма также не способствовала применению витража в его интерьере.
Но вернемся к производству стекла в России. «Стекольная тема» не могла не захватить мысли главного химика и естествоиспытателя страны Михайло Ломоносова. Ещё в 1751 году в докладе в Академию он предлагает "делать на стеклянных заводах … также и оконничные цветные стёкла, каковых знатное число из Италии через здешний порт в Персию провозят…". В 1753 году Михаил Васильевич строит свой завод в селе Усть-Рудица Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Основное предназначение завода было варка смальты и цветного стекла для мозаичной мастерской Академии наук, но после смерти Ломоносова в 1768 году завод закрылся.
Был в России и другой стекольный завод – Императорский, ведущий свою историю с 1730 года. Сохранилось всего два витража Императорского стеклянного завода написанные на зеркальном стекле. Это витраж 1857 года, копия на стекле картины Неффа Т.А. "Ангел молитвы" и витраж "Святое семейство", копия картины Фра Барталамео. Оба витража исполнены П.С.Васильевым.
В середине 1860-х годов появляется первая "специализированная" витражная мастерская русского живописца В.Д.Сверчкова организованная под Мюнхеном, а с 1873 года переехавшая во Флоренцию.
Промышленное изготовление витражей началось в России в конце 1890 годов. Перед первой мировой войной в Петербурге работало не менее 20 витражных мастерских. Мастерские работали как на привозном стекле, так и на отечественном. 1917 год положил конец истории развития витража той эпохи - истории очень короткой страницы российского искусства.
читать дальше
Стекла из цветного стекла и витражи встречались в домах только очень богатых аристократов. Так, например, в своё время Пётр I привёз из Нарвы витражи в подарок Кириллу Нарышкину. Позднее эти витражи оказались в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
В храмах витражи встречались еще реже чем в светском мире. Иконы в православии не писались на стекле ввиду его хрупкости. Святые должны были быть «увековечены» в прямом и переносном смысле. Архитектура православного храма также не способствовала применению витража в его интерьере.
Но вернемся к производству стекла в России. «Стекольная тема» не могла не захватить мысли главного химика и естествоиспытателя страны Михайло Ломоносова. Ещё в 1751 году в докладе в Академию он предлагает "делать на стеклянных заводах … также и оконничные цветные стёкла, каковых знатное число из Италии через здешний порт в Персию провозят…". В 1753 году Михаил Васильевич строит свой завод в селе Усть-Рудица Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Основное предназначение завода было варка смальты и цветного стекла для мозаичной мастерской Академии наук, но после смерти Ломоносова в 1768 году завод закрылся.
Был в России и другой стекольный завод – Императорский, ведущий свою историю с 1730 года. Сохранилось всего два витража Императорского стеклянного завода написанные на зеркальном стекле. Это витраж 1857 года, копия на стекле картины Неффа Т.А. "Ангел молитвы" и витраж "Святое семейство", копия картины Фра Барталамео. Оба витража исполнены П.С.Васильевым.
В середине 1860-х годов появляется первая "специализированная" витражная мастерская русского живописца В.Д.Сверчкова организованная под Мюнхеном, а с 1873 года переехавшая во Флоренцию.
Промышленное изготовление витражей началось в России в конце 1890 годов. Перед первой мировой войной в Петербурге работало не менее 20 витражных мастерских. Мастерские работали как на привозном стекле, так и на отечественном. 1917 год положил конец истории развития витража той эпохи - истории очень короткой страницы российского искусства.
читать дальше